Антисионизм

Узнай ПРАВДУ про мировое закулисье, сионизм, иудаизм - разоблачаем мировую паразитическую систему

А. Леонидов. Анатомия масонства Еврей Каганович плохо знал евреев. Сталин его поправлял Ссылки на холокост — это трюк, цель которого — лишить законных оснований любую критику иудеев Сто лет сокращению населения: Фашизм не изжит?
Новости

Разоблачение сионистского мифа о желании евреев переселяться в Палестину

Как идеология и организация сионизм возник и оформился в конце XIX века, в эпоху острых классовых боев международного пролетариата, в период завершения процесса превращения капитализма в империализм.

Внешне идеология сионизма как бы сводилась к учению о создании "еврейского государства".

Поэтому при поверхностном знакомстве сионистская система взглядов могла показаться и трогательно беспомощной, и церковно-наивной, и эмоционально ранящей своими полупоэтическими сентенциями: "Если существует книга книг - Библия, если существует библейский народ, должна существовать и библейская страна..."

Прежде чем продолжать, укажем, что эти слова, бросающие свет на одну из сторон сионистской программы, принадлежат не кому-то из усопших основоположников сионизма.

Это - часть речи генерала Моше Даяна, в которой он требовал безоговорочной аннексии захваченных у арабов земель 2.

Колониально-территориальные притязания, проповедь классового мира среди евреев и объединение их по расовому признаку в отдельных странах и в международном масштабе, противопоставление народов земного шара как антисемитов евреям, морализирование по поводу расовой чистоты и исключительности "богом избранной нации", отрицание интернационализма и "теоретическое" обоснование необходимости раскола рабочего движения, откровенный антикоммунизм - все это немедленно обнаруживается, как только со дна книгохранилищ поднимают труды, составляющие идейное наследие сионистских классиков.

Есть необходимость особо подчеркнуть то обстоятельство, что одним из демагогических методов защиты сионизма от всех выступлений против сионизма в целом является квалификация этих выступлений как "актов антисемитизма"; выступления же против идеологии сионизма в частности (так как по форме она является как бы учением о создании "еврейского государства") сионисты объявляют "посягательством" на право самоопределения израильского народа. Мы отвергаем эти низкие приемы столь же решительно, сколь решительно выступаем за право государства Израиль на существование, равно как и за право израильского народа освободиться от услуг сионистских лидеров, ставящих под угрозу его будущее.

Сионизм возник как один из придатков империалистической идеологии, поэтому несоответствие формы этого "учения" его истинному содержанию не должно удивлять. В августе 1897 года в Базеле (Швейцария) на первом международном съезде сионистов была основана Всемирная сионистская организация (ВСО). Несколько позднее возник образованный ею международное сионистское акционерное общество - Еврейский колониальный трест.

Свою деятельность организованный сионизм начал с подлога. Выяснилось, что его не устраивает дата собственного рождения. Сионистские и просионистские круги (для внешнего потребления) активно распространяли миф о том, что сионизм, "стремящийся создать еврейское государство", древен как мир, ибо "евреи в течение тысячелетий лелеяли мечту о возвращении в Палестину". Примечательно, что распространению этого мифа уделяется не меньшее внимание и в наши дни.

"Сионизм так же древен, как и плен еврейского народа во времена разрушения храма Навуходоносором" 3, -читаем мы у профессора Нормана Бентвича (британский сионист, много писавший о Палестине, но предпочитавший жить главным образом в Англии).

Говард Сашар, английский историк-сионист, подчеркивает, что "Сион не был лишь химерой живых мертвецов. Он был взлелеян в сердцах евреев самых разных частей света" 4.

Известный идеолог сионизма Наум Соколов утверждает, что сионизм "в течение тысячелетий был и остается идеалом, по имя которого лучшие представителя нашей нации работали, боролись, страдали и умирали" 5.

"Со времен разрушения храма, около двух тысяч лет тому назад, тоска по Палестине никогда не оставляла еврея" 6, - вторит ему Джастис Л. Брандис, один из старейших сионистских лидеров США.

Из поколения в поколение переходили эти цитаты, перекочевывая в исследования, энциклопедии, академические издания...

Отвлечемся на время от того, что и в приведенных высказываниях, и в великом множестве неприведенных еще более категорических заявлений евреи рассматриваются как бы вне времени и пространства, вне какой бы то ни было связи с исторической судьбой той или иной их общины, отвлечемся также и от того обстоятельства, что из контекста рассуждений полностью выметается проблема классов.

Вернемся к сионизму 1897 года и предположим, что он представлял собой именно то, за что себя выдавал (т. е. систему взглядов, политическую и финансовую организацию, целью которых было создание "еврейского государства").

Если допустить, что дело обстояло именно так, то постановка сионистами вопроса о древности сионизма, "обобщившего и выразившего" исконное желание евреев возвратиться в Палестину, поражает своей нелепостью.

Ведь для попытки создания "еврейского государства" в Палестине в то время помимо средств, которыми располагали сионисты (одного банка Ротшильдов хватило бы на десять Палестин), теоретически требовались два условия - готовность значительной части евреев переместиться в Палестину и поддержка, главным образом военная, ведущих империалистических держав в деле колонизации Палестины.

Но если представить, что евреи на протяжении многих веков только и мечтали о том, чтобы из разных стран переселиться на каменистые палестинские холмы, то тезис о древности сионизма, вероятно, предназначался не для них; ведь при таком умонастроении евреев им должно было быть совершенно безразлично, возник ли сионизм в эпоху монополистического капитала или он существовал уже в VI веке до н. э.

Остается предположить, что миф о древности сионизма создавался в расчете на правителей империй рубежа XIX и XX веков с целью убедить последних единодушно поддержать проект колонизации Палестины и создания там "еврейского государства". Однако от лидеров сионизма, понаторевших и в банковском деле, и в политике, вряд ли стоило бы ожидать наивной веры в то, что империализм можно заставить пойти навстречу чьим бы то ни было планам ссылками на родословную или указанием на чаяния страждущих.

Итак, в расчете на кого все же был создан миф о древности сионизма, какова была его цель?

Вскрыть истинные причины создания и распространения мифа о древности сионизма чрезвычайно важно. За, казалось бы, невинными претензиями сионистов скрываются обстоятельства весьма серьезного свойства. Поэтому необходимо прежде всего рассмотреть именно этот вопрос [Оговоримся, что здесь сионистские мастера казуистики могут обвинить нас в "примитивизации" понятия сионизма и "вульгаризации" концепции его древности. "Сионизм, - станут утверждать они, - древен не потому, что евреи тысячелетиями лелеяли мечту о возвращении в Палестину, но в том числе и поэтому. Сионизм и есть сама идея возврата в Палестину, пережившая века".

Сионистские теоретики беззастенчиво конструируют "диалектическую" спираль, соединяющую библейского Авраама с сионистскими лидерами XIX и XX веков. "Существует единая цель, объединяющая часы рассвета еврейской истории со всеми остальными поколениями, объединяющая Авраама с современностью", - писал Наум Соколов.

Однако вся эта словесная завеса немедленно исчезает, как только мы обращаемся к откровенным заявлениям некоторых неосмотрительных сионистских лидеров прошлого. "Наше возвращение в страну отцов, предвиденное священным писанием... представляет... своевременнейший политический интерес для тех держав, которые чего-либо ищут в Азии", - разъяснил в 1900 году Теодор Герцль, основатель Всемирной сионистской организации.].

Норман Бентвич, равно как и многие его коллеги, приводит более или менее точную дату "появления на свет" сионизма - период "пленения евреев после разрушении храма Навуходоносором", т. е. VI век до н. э.

Однако если следовать логике самих же сионистских авторов, то дату возникновения сионизма следовало бы отодвинуть еще на два века, ко временам, когда Израиль - часть распавшегося царства Соломона (Иудея была другой его частью) - пал под натиском войск ассирийского царя Саргона II (VIII век до н. э.).

Тысячи израильтян были угнаны в Ассирию, что для того времени было обычной мерой победителя. Уместно напомнить, что в Израиле население занималось преимущественно сельским хозяйством и торговлей. Израиль поддерживал оживленные торговые связи с Финикией и Сирией и, "будучи расположенным на перекрестке дорог, ведущих в Азию, Месопотамию и Египет, стал преимущественно страною коммерческой... в то время как Иудея, расположенная в более недоступной горной части, оставалась отсталой страной пастухов" 7.

Как утверждает Натан Аусубел, Саргон II не только продавал евреев в рабство, но и "направлял их в определенные районы своей обширной империи с целью колонизации этих районов" 8.

Если учесть, что еще при царе Соломоне его подданные, так же как тирры и финикийцы, стали создавать торговые общины на всей обширной территории Ближнего и Среднего Востока, то нет оснований возражать тому же Аусубелу, который считал, что после завоевания Навуходоносором Иудеи и переселения значительной части иудеев в Вавилон последние "увидели в стране изгнания многочисленные и хорошо обосновавшиеся еврейские общины, возникшие там в VIII веке (до н. э.). Пришельцы пополнили ряды этих общин" 9.

Вавилонские еврейские общины с точки зрения классовой структуры, по свидетельству многих исследователей, не отличались от окружавшего их мира. В Вавилонии среди евреев были и земледельцы, и кустари, и землевладельцы, и мелкие и крупные торговцы; еврейские общины использовали также рабский труд.

Первоначально общность религии, языка и судьбы без каких-либо искусственных мер обеспечивала поддержание определенных связей между членами общины. Эти связи, однако, не могли не ослабевать под влиянием окружающей среды - как результат воздействия различных культур, как следствие весьма распространенных смешанных браков и активного процесса вытеснения древнееврейского языка арамейским.

Есть основания полагать, что в еврейских общинах Вавилонии экономически наиболее влиятельной прослойкой были торговцы и ростовщики. Это обстоятельство подчеркивают многие историки. "Недавно открытые клинописные тексты свидетельствуют, - пишет, в частности, немецкий исследователь Луджо Брентано, - что переселенные евреи активно участвовали в коммерческой жизни. Они занимались широко распространенным среди вавилонян ссужением денег под проценты, были они также и крупными торговцами" 10.

Процесс активной ассимиляции евреев, власть над которыми давалась легче, чем над еще чуждой в определенной мере окружающей средой, не мог устраивать зажиточную часть вавилонских еврейских общин. Поэтому не случайно, что именно в Вавилоне, где корыстные цели правителей общин, вероятно, более остро, чем где бы то ни было, диктовали последним необходимость изоляции выходивших из повиновения единоверцев, появляется одна из первых, а по утверждению Джеймса Паркеса 11, первая синагога.

Институт синагоги во много крат укрепил коммунальный характер отправления обрядов иудейской религии, зажал еврейские общины в тиски более обязательного ритуала. Само собой разумеется, что весь авторитет синагоги использовался исключительно в интересах имущего меньшинства.

Процесс превращения синагог в религиозные, духовные центры еврейских общин происходил, естественно, постепенно, причем он не мешал, а, напротив, способствовал торговле и финансовым операциям верхушки общин. Появление синагоги, по свидетельству ряда историков, косвенно активизировало процесс превращения евреев-земледельцев (там, где они были) в городских жителей.

В Вавилоне за сравнительно короткий срок еврейские общины пустили поистине глубокие корни, что нашло свое религиозное выражение в призыве "пророка" Иеремии: "Стройте домы ваши и живите в них, и разводите плоды и ешьте плоды их;

Берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь" 12.

Не позднее чем в 538 году до н. э. Кир, властелин Персидской империи, завоевавший Вавилон, стремясь в собственных целях укрепить Палестину, издал указ, разрешавший евреям вернуться в Иерусалим. И что же? Как отмечал главный раввин Великобритании (1917 год), "Кир издал указ, но основная масса еврейского народа осталась в Вавилонии" 13. "Трудно было ожидать, - писал американский историк А. Т. Олмстед, - что уже разбогатевшие евреи оставят плодородную Вавилонию ради голых холмов Иудеи" 14.

Весьма многозначительный факт с точки зрения настроений, преобладавших среди вавилонян, приводит американский историк-сионист Сало У. Барон, говоря о несколько более позднем периоде жизни Вавилонской еврейской общины: "Предводители Вавилонской общины настаивали на том, чтобы во всех странах поселения евреев молитвы читались в первую очередь "за здравие ученых мужей Вавилонии"" 15.

Численность и материальное благосостояние позволяли вавилонским духовным "отцам" иудаизма утверждать, как об этом свидетельствует тот же Сало У. Барон: "Здесь (т. е. в Вавилоне. - Ю. И.) обитает источник мудрости и пророчества, и именно отсюда (не из Иерусалима! - Ю. И.) лучезарная тора сияет для своего народа" 16.

Как видно, миф о "непреодолимом стремлении" евреев к возвращению в Палестину разбивается о факты, относящиеся еще к I веку н. э.

Составители "Кембриджской античной истории" утверждают, характеризуя ту же эпоху: "Нельзя считать невероятным, что помимо изгнанников Иудеи (имеется в виду Вавилонская община. - Ю. И.) евреев (общались они со своими коллегами финикийцами или нет) можно было найти повсюду в известном и доступном человеку мире" 17.

Расселение еврейских общин в период персидского владычества продолжалось, несмотря на благожелательное отношение властей к идее переселения евреев в Палестину.

Еврейские купцы в сопровождении зависимых от них единоверцев следовали за персидской армией, оседали на захваченных землях, обеспечивали эту армию солдатами-коробейниками 18.

В эпоху эллинизма Филон Александрийский, философ и историк, писал о расселении евреев: "Так многочисленны евреи, что ни одна страна не может их вместить, поэтому они поселяются в самых различных, наиболее процветающих странах Европы и Азии, как на островах, так и на материке" 19.

Предметом особых спекуляций сионистов, усердно доказывавших евреям необходимость их переселения в Палестину (о целях, которые преследовали инициаторы сего предприятия, будет подробно сказано далее), была эпоха римского владычества, и в особенности период восстания в Иудее (66-73 годы н. э.) против гнета Римской империи, подавления этого восстания и разрушения римлянами Иерусалима.

Стремясь посеять среди евреев семена воинствующего человеконенавистничества, сионисты особо выделяют два момента:

1) жестокая расправа римлян над восставшими иудеями и разрушение Иерусалима будто бы являются иллюстрацией одного из звеньев цепи особых страданий евреев, особо жестоких гонений против них в ходе всей известной человечеству истории [Этот вопрос также будет более подробно разобран далее.]. В этом сионистском тезисе уже заложен столь необходимый им (для противопоставления евреев всем неевреям) и ложный элемент исключительности;

2) подавление восстания Иудеи и репрессии против иудеев - это, по версии сионистов, одно из решающих доказательств "несомненно насильственного удаления евреев из Палестины".

В этой связи уместно заметить, что восстание Иудеи против римского владычества, памятуя о разрушении Карфагена, подавлении Римом восстания Ахейского союза и исчезновении с лица земли Коринфа, а также и об упорной, самоотверженной борьбе против римлян галлов и бриттов, было столь же героическим и столь же кровавым по своим последствиям, как и многие другие эпизоды борьбы против власти Римской империи.

Что же касается вопроса о насильственном удалении евреев из Палестины, то, на наш взгляд, заслуживает внимания положение Леонарда Штейна, который подчеркивает, характеризуя годы, непосредственно предшествовавшие восстанию в Иудее:

"Процветающие еврейские общины уже давно существовали в Египте и Киренанке, в Сирии и Месопотамии, в Италии и Греции. "Евреи, - особо указывал автор, - расселились задолго до краха еврейского государства; действительно, в преддверии христианства евреи в Палестине насчитывали... всего лишь 700 тысяч человек, в то время как в одной Римской империи их было около четырех миллионов..." 20

В работе "Античный мир" американских исследователей В. Скрамуззы и П. Маккендрика говорится, что только в Александрии евреи насчитывали четверть миллиона человек, т. е. около 40 процентов населения 21. Интересна подробность, отмечаемая историками: после одного из столкновений еврейской и греческой общин в Александрии, вызванного их экономическим и политическим соперничеством, римский император Клавдий "приказал грекам уважать свободы, предоставленные Августом евреям, и одновременно предупредил евреев, чтобы те не вымогали больших привилегий... и не поощряли тайную иммиграцию палестинских евреев в Египет" 22.

Процесс появления все новых и новых еврейских колоний был не менее активным и в период возникновения (VII век н. э.) и расцвета арабского халифата. Общеизвестно, что властители поочередно сменявшихся в районе Средиземноморья империи подвергали жестокому гнету и эксплуатации каждый из покоренных ими народов, в том числе и евреев.

Является, однако, историческим фактом и то, что с возникновением арабского халифата возродилась старая еврейская община в Багдаде, влачившая жалкое существование в эпоху эллинизма. Историк Сесиль Рот показывает, что эта община стала духовным центром еврейского населения в границах халифата и вне его 23.

Одновременно, как свидетельствуют составители "Кембриджской истории средних веков", и в этот период наблюдалось активное расселение еврейских общин в Испании, Египте, Месопотамии, т. е. наиболее процветавших провинциях арабского халифата.

Не многие, подчеркивали авторы этого исследования, могли конкурировать с евреями IX в. н. э., которые, по имеющимся утверждениям, постоянно курсировали от Франкленда до Китая. "Ибн-Курдадби, главный почтмейстер багдадского халифата, в своем труде "Книга путей" (847) рисует яркую картину деятельности еврейских купцов от Китая до Испании в IX в. ... Слова "еврей" и "купец" подчас становились взаимозаменяемыми" 24.

В каждую эпоху неизменно возникала, как показывают факты истории, досадная для сионистов ситуация, когда пути, по которым еще с вавилонских времен должна была бы, с их точки зрения, вести евреев "идея возврата" в Палестину, никак не совпадали с коммерческими трактами расселявшихся по миру еврейских общин.

Уже отмечалось, что руководящую роль в еврейских общинах периода, предшествовавшего средневековью, играли крупные торговцы и что классовый состав общин не отличался от классового состава окружавших их обществ.

Верхушка еврейских общин была прямо заинтересована в сохранении целостности последних, чему служила появившаяся еще в Вавилоне синагога.

К этому следовало бы добавить, что и в эпоху эллинизма, и в период римского владычества, и в течение всех лет существования арабского халифата еврейские общины в силу заинтересованности как правящей верхушки общины, так и правящих классов империй пользовались автономией в вопросах, касавшихся их внутренней жизни.

Характеризуя эту двустороннюю заинтересованность, Натан Аусубел справедливо подчеркивал, что "самоуправление было в особенности полезным для управителей общин как с точки зрения сбора налогов (в этом заключалась прямая заинтересованность правящих классов империй. - Ю. И.), так и для насильственного установления собственных законов и правил в гетто..." 25

Многие историки считают, что расселившиеся (до периода средневековья) по самым разным странам мира еврейские общины представляли собой коммерческие объединения.

Этот вывод, однако, является, на наш взгляд, верным лишь постольку, поскольку он касается определявшего лицо общин характера деятельности зажиточной верхушки, которую в силу экономической зависимости и относительной замкнутости общин фактически обслуживали все члены, принадлежавшие к самым различным классовым категориям.

Мы действительно можем говорить лишь о весьма относительной замкнутости еврейских колоний досредневекового периода. (Творцы мифа о древности сионизма как "неодолимой идеи возврата" стремились и на этом погреть руки, конструируя тезис о расовой чистоте евреев, их духовном единстве, стоящем выше "классовых предрассудков", стремлении евреев остаться такими, как они есть, во имя будущего "возвращения к священному Сиону".)

В жизни еврейских общин того времени противоборствовали две тенденции - естественная тенденция ассимиляции членов общин с окружающей средой и сознательная, проистекавшая из классовых интересов политика верхушки колоний, направленная на придание им строго корпоративного характера.

Эта борьба с переменным успехом продолжалась вплоть до средневековья, когда общественно-экономические условия, порождавшие безудержный религиозный фанатизм, и опять-таки экономическая и политическая заинтересованность правящей верхушки еврейских колоний привели к созданию (на короткий исторический срок) вокруг еврейских общин действительно труднопроницаемых стен гетто.

Относительность замкнутости досредневековых еврейских общин и несостоятельность отчасти строящихся на этой "замкнутости" домыслов сионистов вроде "чистоты еврейской расы" можно проиллюстрировать на следующих примерах.

Члены Вавилонской общины со временем перестали общаться на древнееврейском и перешли на арамейский язык, - утверждает Олмстед 26.

Евреи вне Палестины подразделялись по языковому признаку на две многочисленные группы - на группу, говорившую по-арамейски, как и евреи в самой Палестине, и на группу, говорившую на греческом языке 27.

Сесиль Рот писал об эпохе эллинизма: "Египет был в те времена великим центром эллинистической культуры. Евреи не могли избежать влияния этого фактора. Они оставили язык своих отцов и перешли на греческий, всеобщим явлением была замена имен греческими именами... Здесь на греческом языке создавались работы в подражание библии, дополнения к библии, густо сдобренные местными философскими концепциями" 28.

В Испании члены наиболее влиятельной еврейской общины - евреи Кордовы "переняли одежду, язык и обычаи арабов", свидетельствуют составители "Кембриджской истории средних веков" 29.

Примеры можно было бы и продолжить. Думается, однако, что в этом нет необходимости.

Периоду расселения еврейских общин, которое происходило до нашей эры, достаточно четкий итог подвел Филон Александрийский. "И, несмотря на то, - писал он, - что священный город, где стоит священный храм самого высокого бога, евреи считали материнским лоном, те города, где они родились (т. е. города за пределами Палестины. - Ю. И.), где родились их отцы, деды и прадеды... в каждом отдельном случае были, по их убеждению, родиной, отечеством..." 30 Это было сказано в I веке н. э. ...

Карл Маркс подчеркивал, что "еврейство сохранилось не вопреки истории, а благодаря истории" 31.

Еврейские националисты из недалеких просто и без обиняков объявляют Маркса антисемитом. Хитроумные представители тех же взглядов пытались и пытаются свести вводимое Марксом понятие "еврейство" к термину "торгашество", так сказать, буржуазное торгашество, исключительно в рамках исследуемой Марксом эпохи капитализма. [Внимания исследователей-марксистов заслуживает также вопрос фальсификации при переводе на некоторые языки употребляемого Марксом термина "Judentum" ("еврейство").]

Эти мастера словесной акробатики, видимо, полагают, что их подделка останется незамеченной.

Напомним, о чем писал Карл Маркс: "Еврейство удержалось рядом с христианством не только как религиозная критика христианства, не только как воплощенное сомнение в религиозном происхождении христианства, но также и потому, что практически еврейский дух - еврейство - удержался в самом христианском обществе и даже достиг здесь своего высшего развития" 32.

Но удержаться, т. е. не исчезнуть, может, естественно, лишь то, что существовало до той грани, когда стал вопрос о продолжении бытия или исчезновении. Следовательно, понятие "еврейство" (далеко не исчерпываемое словосочетанием "буржуазное торгашество") перешагивает временную границу капиталистического общества и отступает в глубь веков.

Термин "торгашество" достаточно четко оформлен в немецком языке, чтобы им при необходимости можно было характеризовать совокупно род деятельности финикийских, армянских, еврейских и прочих купцов докапиталистической эпохи. Но Маркс не делает этого.

Одна из причин ненависти сионистов к Марксу именно тем и объясняется, что вводимое им понятие "еврейство" помимо момента собирательности несет в себе также и конкретную обличительную характеристику деятельности (как наиболее типичной в категории торгашества) правящей верхушки еврейских общин, конкретных носителей "еврейства".

"Нельзя представлять себе дело таким образом, - писал Сесиль Рот, - что еврейские общины в Европе возникли лишь как результат поселения захваченных пленников. Коммерция в этом вопросе фактор куда более значительный, чем война, хотя, возможно, менее бросающийся в глаза" 33.

К началу эпохи средневековья еврейские колонии появляются в большинстве стран Европы. Объяснить этот процесс сионистской версией гонений довольно трудно, ибо известно, что укрепившаяся к тому времени Оттоманская империя с готовностью принимала в свое лоно всех, кого по религиозным мотивам преследовали в Европе.

Бен Гальперин, американский исследователь-сионист, утверждает, например: "В Оттоманской империи евреи - подданные султана пользовались полной свободой как въезда в Палестину, так и выезда; они беспрепятственно передвигались по всей обширной территории империи, простиравшейся от Северной Африки до Балкан...

Еще более гостеприимно имперские власти относились к беженцам из христианской Европы.

Но европейских иммигрантов и еврейских подданных притягивали те районы империи, где экономические и политические условия были более благоприятными, - Константинополь, Дамаск или Каир, скорее чем Палестина" 34.

По мнению многих историков, торговля в деятельности господствующей верхушки еврейских общин в специфических условиях средневековой Европы уступает место ростовщичеству.

Христианская церковь в VI веке н. э. запретила ссуду денег под проценты.

В XII веке законы, карающие за ростовщичество, стали особенно суровыми (отметим, что мусульманская церковь также запрещала подобного рода финансовые операции) 35.

Поэтому, как утверждают составители "Кембриджской истории средних веков", "какими бы несовершенными ни были установленные правила, они не могли не способствовать переходу этого ремесла в руки тех, кому такого рода деятельность не запрещала религия" 36, иными словами, в руки приверженцев иудаизма. ["Праведный любит деньги свои больше тела", "Деньги всегда держи в обороте". Sola xiia, Baba mezia, 42a (Цит. по A. Leon. The Jewish question. Mexico, 1950, p. 33.)]

Средневековое законодательство в целом ряде стран препятствовало вступлению евреев в торговые гильдии, и это также способствовало тому, что правящая верхушка еврейских общин перешла к ростовщичеству; характер же еврейских общин, как упоминалось ранее, определялся характером деятельности их правящих слоев, которые обслуживали многочисленные зависимые от них единоверцы, не имевшие ничего общего с деятельностью и махинациями господствующего класса.

"Главами общины могли быть и финансисты, - подчеркивается в "Кембриджской истории средних веков". - Они, однако, составляли незначительное меньшинство.

Их окружали многочисленные подчиненные, находившиеся в прямой или косвенной зависимости агенты и клерки, помогавшие в деле, служители синагоги, молившиеся богу, писцы, переписывавшие их деловую документацию, а также литературные и религиозные сочинения, учителя, воспитывавшие детей, врачи, ухаживавшие за больными, слуги, смотревшие за домом, мясники и пекари, готовившие пищу, в соответствии с требованиями ритуала..." 37 и т. д.

Общественно-экономический уклад в странах феодальной Европы, определивший высокую степень размежевания и замкнутости социальных групп внутри каждого класса (не говоря уже о классах в целом), явился главной причиной строгой изоляции еврейских общин, возникновения вокруг них труднопроницаемых стен гетто.

Отметим, что правящая верхушка этих общин не препятствовала установлению подобного рода экономической, социальной и чисто физической изоляции, так как эта изоляция означала "сохранение иудейской религии и всего того, что она охватывала" 38.

Как утверждает X. М. Сашар, английский исследователь-сионист, "первые испанские и сицилийские гетто... раннего средневековья были воздвигнуты по просьбе самих евреев..." 39

А. Лилиенталь, американский исследователь и публицист, ссылаясь на Сало Барона, пишет: "...раввины настаивали на сепаратизме по политическим и религиозным мотивам, так что основные законы, регулирующие жизнь гетто, были приняты в Португалии по просьбе проживавших там евреев".

Еврейские общины в Англии, Франции, Германии и ряде других европейских государств пользовались протекцией царствующих семей. Монархи были заинтересованы в их существовании и деятельности, так как налоги с общины поступали непосредственно в царскую казну. "В среднем фонд от налогов с евреев в северных странах, - отмечается в "Кембриджской истории средних веков", - составлял примерно одну двенадцатую часть всех королевских доходов" 40.

Следует отметить, что религиозные гонения против евреев в средние века имели в своей основе экономические мотивы.

Один из авторов Большой Советской Энциклопедии, Т. Гейликман, в этой связи подчеркивает: "Не ограничиваясь огромными поборами с евреев, королевская власть распоряжалась и долговыми обязательствами на их имя.

Так, в конце царствования Генриха II имущество крупнейшего еврейского банкира Аарона Линкольна, которому король был должен 100 тысяч фунтов стерлингов, вместе с обязательствами на его имя и с заложенными ему землями было превращено в собственность королевской казны.

Отношение правящих классов... к евреям с особой наглядностью, - указывает автор, - выявилось во время погрома перед третьим крестовым походом в 1190 году, когда английские дворяне - должники евреев-ростовщиков сжигали долговые обязательства евреям" 41.

Т. Гейликман отмечает далее, что "в течение XIII века конкуренция ломбардцев устраняет нужду в еврейских капиталах... К концу века стали учащаться выступления церкви против евреев и в 1290 году указом Эдуарда I все евреи были изгнаны из Англии" 42. 

Продолжение здесь


Просмотров: 1465
Рекомендуем почитать



Новости партнеров

Популярное на сайте
Работорговля и кастрация славян в средние века Как Ротшильды и Рокфеллеры делят Россию Тайная мировая власть, стоящая за Бараком Обамой ФРС США на 88,8% принадлежит России, в лице Николая II Зачем евреи берут русские имена и фамилии? Тургенев, которого нет в школьных учебниках